ДЛЯ ТЕХ, КТО СВАЛИЛСЯ С ЛУНЫ: 15 ЗНАМЕНИТЫХ АЛЬБОМОВ ГРУППЫ "АЛИСА"
Константин Кинчев (настоящая фамилия Панфилов) появился на свет в самом центре Москвы, на улице Горького. Детство Константина было насыщенным. Когда мама купила сыну магнитофон "Днепр", чтобы увлечь его английским языком, мальчик начал слушать The Rolling Stones… А в возрасте семи лет Костя сбежал из дома, уехав искать клад во время игры в пиратов: кладоискателя сняли с поезда в Туле.
В 14 лет Константин вступил в комсомол, но вскоре был исключён оттуда, так как пришёл в школу в неподобающем виде. Примерно в это же время Кинчев увлёкся творчеством Оззи Осборна и Black Sabbath. После школы наш герой работал фрезеровщиком, художником-оформителем, а потом год проучился в Московском технологическом институте. В послужном списке Константина также работа натурщиком в Суриковском училище и учёба в Московском кооперативном институте.
В конце 70-х – начале 80-х Кинчев играл в разных московских группах, а в 1984 году перебрался в Ленинград, где познакомился с Майком Науменко, благосклонно оценившим работы московского музыканта. По окончании записи сольного альбома "Нервная ночь" (совместно с Андреем Заблудовским и Алексеем Мурошовым из "Секрета") Константин был приглашён в группу "Алиса". Через некоторое время в коллективе началось противостояние двух лидеров – Кинчева и Святослава Задерия, которое привело к уходу из группы последнего.
К 1987 году в активе "Алисы" было два альбома, и вскоре начались проблемы с властями, которые вылились в знаменитое "дело Кинчева". Советская пресса клеймила Константина как нациста и организатора беспорядков. Всё кончилось тем, что Кинчева обвинили в злостном хулиганстве и несколько раз забирали в милицию. Дело Кинчева было прекращено осенью 1988 года, и музыкант был отдан на поруки Ленинградскому рок-клубу.
В 1992 году после поездки в Иерусалим лидер "Алисы" принял православие, крестившись в церкви Живоначальной Троицы в Останкине, что повлияло как на жизнь Константина, так и на творчество группы. "Алиса" дарит слушателям свой огонь уже 30 лет, уверенно удерживая позиции главной группой русского рока, а сам Кинчев встречает 55-летие в отменной форме: на носу приуроченные к дню рождения концерты, кроме того, Константин сотоварищи работают над новым диском, выход которого запланирован на осень следующего года.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых альбомов одной из главных групп русского рока.
1. "Энергия" (1985)
Дебютный студийный альбом "Алисы", кроме того, это первая студийная запись Константина Кинчева с группой. Пластинка была записана в Ленинграде на студии Андрея Тропило. "Энергия" – безусловно самый "эрудированный" альбом "Алисы": на пленке присутствуют цитаты из Михаила Булгакова, Николая Гоголя и Николая Островского. В процессе записи группу покинул основатель коллектива Святослав Задерий, ныне уже покойный.
2. "Блок ада" (1987)
Альбом был записан всего за три дня на передвижной студии "Тонваген" в поселке Шушары Ленинградской области. Одна сторона альбома получила название "красной", другая – "чёрной". По словам самого Кинчева, пластинка "Блок ада" была плохо сыграна и получилось сырой, что впрочем неудивительно: запись свели за день. Как бы то ни было, "Блок ада" – знаковая работа "Алисы". "Время менять имена", "Эй, ты, там, на том берегу", "Движение вспять", "Красное на чёрном" – все эти песни определяют философию группы по сей день.
3. "Шестой лесничий" (1989)
Как и "Блок ада", "Шестой лесничий" писался на передвижной студии "Тонваген". Студия перемещалась по разным городам, где велись официальные записи пластинок. Работа же над "Шестым лесничим" велась подпольно, поэтому Кинчев сотоварищи колесили за студией по стране, а свои партии музыканты писали по ночам. В процессе записи к группе присоединился гитарист Игорь "Чума" Чумычкин, его партии можно услышать в песнях "Шестой лесничий", "Тоталитарный рэп" и "Стерх".
4. "Шабаш" (1991)
Если "алисаманов" спросить, какой альбом у них самый любимый, 9 из 10 не задумываясь назовут "Шабаш". Сам Константин Кинчев тоже эту работу назвал лучшим альбомом "Алисы". "Для меня это самый удачный альбом, который мне удалось сделать. Может быть благодаря тому, что он ещё и концертный", – рассказывал Константин.
Основой пластинки стал концерт, сыгранный в Лужниках 28 октября 1990 года. Важность альбома в том, что на нем присутствуют программные вещи "Алисы" – "Красное на черном", "Шабаш", "Ко мне", "Всё это рок-н-ролл", "Моё поколение", "Всё в наших руках", посвященная памяти Виктора Цоя. Весной 2011 года "Алиса" отметила 20-летие выхода "Шабаша" двумя масштабными аншлаговыми концертами в Москве и Петербурге.
5. "Для тех, кто свалился с Луны" (1993)
Запись производилась в Москве на студии "Видеофильм", эпиграфом к альбому служит цитата из Германа Гессе: "Только для сумасшедших, плата за вход — разум". "ДТКССЛ" – лиричный альбом, на нем только одна "тяжёлая" песня - "Смутные дни".
В остальном же диск записан в духе этакого бродячего цирка, передвигающегося по городам и весям на кибитке. С годами образ бродячего цирка приобретает для Кинчева все более важное значение: на последующих пластинках ассоциации "Алисы" с шапито укрепляются все больше.
6. "Чёрная метка" (1994)
"Чёрная метка" посвящена памяти гитариста Игоря Чумычкина, покончившего с собой весной 1993 года. В альбом вошли четыре песни, к созданию которых Чума приложил руку: "Паскуда", "То ли про любовь, то ли про беду", "Чёрная метка" и "Белая невеста".
7. "Jazz" (1996)
В основе этого альбома – песни, написанные Кинчевым в начале 1980-х, еще до прихода в "Алису". Группа подготовила материал за неделю, а запись заняла месяц. Столько же времени заняло сведение, и альбом был готов. О вошедших в работу композициях Константин сказал, что эти песни – как старое, достойное вино, которое от выдержки становится только лучше.
8. "Дурень" (1997)
Работа над альбомом велась с ноября 1996 по март 1997 года, а выходу диска предшествовал грандиозный тур "Рок-н-ролл это не работа". По словам Кинчева, главные темы "Дурня" – дороги, радость от появления на свет Создателя, а также исповедальность. "В конце концов, дурень в любой русской сказке превращается в царевича. Иван-дурак всегда на поверку далеко не дурак", – отмечал Константин.
9. "Солнцеворот" (2000)
Альбом записывался в обновленном составе – с участием гитариста Евгения Лёвина и клавишника Дмитрия Парфёнова. Лидер "Алисы" назвал эту работы в числе знаковых для группы, наряду с "Шабашем" и "Чёрной меткой". Предназначение "Солнцеворота", по мысли Кинчева, – дарить слушателю силу и импульс жизни.
10. "Сейчас позднее, чем ты думаешь" (2003)
В основу названия легли слова иеромонаха Серафима: "Сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис уже совершается!"
С выходом диска "Алиса" попала в информационную блокаду: песни с альбома не ротировались на радио, а показ клипов на телевидении был сведен к минимуму. Выход "Сейчас позднее, чем ты думаешь" совпал с 20-летием группы. По окончании юбилейного тура "Алису" покинули гитарист Андрей Шаталин и барабанщик Михаил Нефёдов.
11. "Изгой" (2005)
"Изгой" – первый диск, записанный в новом составе, с участием гитариста Игоря Романова и барабанщика Андрея Вдовиченко. Самый тяжелый альбом "Алисы", сделанный с уклоном в ню-метал. "Изгой" любопытен тем, что уже за год до выхода альбома все песни игрались на концертах, так что для заядлых поклонников на диске не было ни одной незнакомой песни.
12. "Стать Севера" (2007)
Эта работа – размышление о судьбе России, о её месте в мире и об особом пути страны. "Мы, Россия, – это именно Север, а не Восток и не Запад, не Европа и не Азия", – говорил Кинчев о сути альбома.
13. "Пульс хранителя дверей лабиринта" (2008)
Каждый трек предваряет записанное наоборот послание, раскрывающее смысл песни. В "Пульсе…", посвященном Виктору Цою, содержатся отсылы на предыдущие альбомы "Алисы" – "Блок ада" (строчка "дальний свет движения вспять" отсылает к песне "Движение вспять") и "Дурень" (перевертыш к песне "Пересмотри", фраза "Посмотришь на него — человек как человек. А внутри город, дымящийся в руинах" является эпиграфом к "Дурню").
14. "20.12" (2011)
Альбом отличает большое количество клавишных партий, поэтому основная нагрузка в процессе записи легла на Кинчева и Парфёнова. Диск с названием "20.12" был намеренно выпущен именно в 2011 году, чтобы, по словам Константина, не опоздать, и пластинка "работала" бы на протяжении всего 2012 года.
15. "Саботаж" (2012)
Последняя на данный момент студийная работа "Алисы" отличается богатым содержанием: альбом содержит 14 песен. Название пластинке дала песня "Саботаж", написанная Кинчевым самой последней из всех. Этот самый тяжелый по звучанию с момента записи "Изгоя" альбом – привет юности Константина Кинчева. "Я просто обычный ретранслятор времени. Я ретранслирую то, что чувствую. Ощущение взрыва — это доминанта всего альбома", – так отзывался об этой записи лидер "Алисы".
ИВАН ЮРЧЕНКО
© 2013 OAO Редакция газеты "Вечерняя Москва"
24 декабря 2013, 20:34
http://vmdaily.ru/news/2013/12/16/dlya-teh...isa-228739.html