В Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы (Санкт-Петербург, Невский пр., 54) открылась выставка легендарного фотографа Валентина Барановского, посвященная празднованию 30-летия Ленинградского Рок-клуба.
Валентин Барановский — главный фотограф Мариинского театра, многие годы фотографировал рок-музыкантов. На последнем этаже Фонда Буллы сейчас экспонируются разные фотографии из золотой поры русского рока, где Цой, Кинчев, БГ — молоды и прекрасны.
Есть снимки знаменитые, плакатные, а есть почти неизвестные. Не только героические, «рокерские», но и бытовые — они часто едва ли не интересней. Юрий Шевчук, идущий по сцене с клетчатым термосом; концерт СТРАННЫХ ИГР, где группа играет лежа на дощатом полу; гладкокожий, тонкий Борис Гребенщиков, похожий на Дэвида Боуи, и Виктор Цой — как врубелевский демон; крупным планом — Константин Кинчев, Евгений Федоров и Марьяна Цой на кладбище после гибели Александра Башлачева…
На все это стоит посмотреть.
FUZZ: Как вы, человек, снимавший балет, стали фотографировать рок-музыкантов?
Валентин Барановский: В газете «Ленинградский университет» работала моя жена. Она, хотя и с трудом, публиковала там материалы об отечественной рок-музыке. Ей нужны были иллюстрации, а муж — профессиональный фотокорреспондент. Так это начиналось. Потом жена стала работать в ЛМДСТ, и одной из ее функций была "литовка" текстов. Контакты с Рок-клубом стали теснее. Появилась возможность снимать практически каждый концерт. Эту музыку в нашей семье слушали и любили. Причем, слушали каждый новый подпольный альбом чуть ли не первыми в городе, т. к. Тропилло был нашим давним знакомцем еще по университету.
А вообще, для фотографа не важно, балет, рок-музыка, осень за окном или старушка с авоськой. Главное, чтобы объект вызывал у тебя интерес и эмоции. Говорить о какой-то планомерной работе с Цоем, Гребенщиковым и т. п. не приходится. Фоторепортаж — это не моделирование ситуации, а отражение конкретного момента жизни. А я по склонности своей — репортер, а не фотограф-художник. Моя задача — попытаться отразить смысл происходящего, характер персонажа в очень короткий миг времени.
О контексте того времени лучше всего прочитать в книгах В. Рекшана "Кайф", "По дороге в рай..." Нины Барановской, "Путешествия рок-дилетанта" Александра Житинского. От себя могу сказать одно: играть рок-музыку в то время было ПОСТУПКОМ. И я испытываю огромное уважение к необычайно талантливым ребятам, с которыми меня свела судьба. Гребенщикова, Цоя, Кинчева, Бутусова слушаю до сих пор. И люблю этих людей.
FUZZ: У вас есть какие-то особенно памятные фото, любимые вами, или фото, с которыми (ведь снимать рок-концерты было делом запретным) связаны были трудности.
Валентин Барановский: Особых трудностей не помню. Если они и были, то не с фотографией связанные, а, например, с тем, как вывести и вывезти Костю Кинчева после концерта из «Юбилейного», минуя кордон милиции.
Сказать об особо любимых фото трудно. Архив по Рок-клубу насчитывает тысячи единиц. Есть и проходные кадры, есть и уникальные. Вообще, мне ближе всего жанр портрета, причем не постановочного, а репортажного.
...
FUZZ: Какие у вас любимые фотографии Валентина Барановского?
Константин Кинчев: Балетный цикл, особенно Дианы Вишневой.
FUZZ: В чем его особенность как фотографа?
Константин Кинчев: В умении зафиксировать исчезнувшее мгновение.
FUZZ: Какие у него отличия от других известных фотографов АЛИСЫ?
Константин Кинчев: Валя никогда не был фотографом АЛИСЫ, он фотографировал АЛИСУ, и не только АЛИСУ, а много кого еще, если речь о рок-клубовских сериях. И у АЛИСЫ никогда не было "своих" фотографов, просто были люди, которым мы либо доверяли, и потом дружили, а были люди, которым мы не доверяли. Валя относится к первой категории, и этой дружбе уже много лет.
FUZZ: Почему сейчас довольно редко используются фотографии на обложках альбомов?
Константин Кинчев: Я не люблю фотографироваться.
Светлана ЩАГИНА
FUZZ
12 июля 2013 года, 17:38