no©2000-2024 КиБиткА
Летопись Группы АлисА
Ваш логин:
Пароль:

 

Поиск:

 

23 декабря 2020 - Опубликовано интервью «Павел Кондратенко: от "Алисы" до "Холодного дождя"» (KISA FM)

ПАВЕЛ КОНДРАТЕНКО: ОТ "АЛИСЫ" ДО "ХОЛОДНОГО ДОЖДЯ"

 

202012231

Павел Кондратенко, 25.02.1987. Автор: Глеб Стариков

 

Одним из самых значимых музыкантов группы "Алиса" восьмидесятых годов являлся Павел Кондратенко, который придумал все основные клавишные аранжировки в таких песнях, как "Ко мне", "Воздух", "Осеннее солнце". Песни стали бессмертными хитами группы, а после ухода из "Алисы" Павел принял участие в записи альбома ленинградской пост-панк группы "Холодный дождь", где придумал клавишные партии ко всем трекам Дюши Михайлова, который прежде всего был известен как гитарист и автор песен группы "КСК" и "Объект насмешек" вместе с Андреем Сигле. С середины 90-х является первым в России поставщиком света и звука на больших концертных площадках. Поскольку в интернете и по сей день очень мало интервью с Павлом, я решил исправить это недоразумение.

 

- Давайте начнем по порядку. Где вы родились?
- Я родился в городе Гомель в Беларуси, потом жил и на Украине, и в Армении. И только потом семья переехала в Питер, в 1972 году, мне тогда было 12 лет. Отец занимался наладкой различных танковых производственных объектов, поэтому по стране нас помотало.

 

- И в Ленинграде вы закончили музыкальную школу?
- Да, только это был не Ленинград, а окраина – город Ломоносов, он же Ораниенбаум, он же "Рамбов". Музыкальный город, на самом деле, много кто оттуда вышел, начиная с композитора Игоря Стравинского.

 

- А что любили слушать родители? Вам что нравилось?
- Родители ничего не слушали, были зашоренные, как и все в то время... Слушали Кобзона, Сенчину... Обыкновенная советская семья – отец инженер, мать преподаватель. В семь-восемь лет я слушал у дяди на бобинном магнитофоне песню "Последняя электричка" Владимира Макарова, мне она очень нравилась. Все началось, на самом деле, в шестом классе. У моего одноклассника был брат, который нам поставил на пластинке песню "Christie – Yellow River". И тут у меня башню снесло! Я стал интересоваться, что же такое рок-н-ролл. Прогрессировал я очень быстро и уже через год играл на свадьбах. В итоге выклянчил у матери электроорган "Юность", такой прикольный, перламутровый с колесиками. Чуть позже, в лет 15, начал в школьной группе играть, потому что у них клавишника не было. Тоже играли на свадьбах, пока я не попался на одной свадьбе, на которой наша завуч выдавала замуж свою дочь. Меня там запалили и вызвали маму на педсовет, объявив, что я занимаюсь незаконным предпринимательством.

 

202012231

Павел Кондратенко (второй слева), 1.12.1984. Автор: Владимир Быстров

 

- А после школы?
- После школы я продолжал тусоваться с разными музыкантами и меня услышала группа "Пикник". Ребята пригласили меня к ним играть, но поиграл я там недолго, потому что вскоре произошла смена состава по каким-то своим причинам. В институте я дружил с ребятами, с которыми по сути и образовалась группа "Алиса". Я им подыгрывал тогда, но не на постоянной основе. В то время они назывались "Демокритов колодец". Это было начало восьмидесятых, из этой группы вышел такой человек, как Виктор Салтыков.

 

- В каком году вы услышали и полюбили новую волну?
- Нью-вейв у нас пошел с 1984 года, тогда время летело гораздо быстрее и все очень стремительно менялось, не сравнить с серединой 90-х, когда все сели на реп-музыку и так на ней до сих пор и сидят. Помимо нью-вейва у нас появился также инди-рок и много чего еще.

 

- И примерно в этот период вы познакомились с Славой Задерием?
- Даже раньше... Ведь я тусил на сейшенах постоянно, а он уже там играл с группой, по-моему... Мы с ними на одной сцене играли с "Колодцем". И у меня было к нему предложение, потому что в тот период "Колодец" разваливался, все разъезжались, и у Славы была точно такая же история с группой. В итоге я с Андреем Шаталиным и его барабанщиком Мишей Нифедовым и Славкой объединились. Мы очень долго себя искали. До новой волны мы очень любили "King Crimson" и пытались уйти в арт-рок.

 

- Альбом "Кривозеркалье"?
- Да, типа того. Зря только Слава его выложил в таком виде, потому что это на самом деле была репетиция в коридоре Выборгского ДК. Если бы мы могли сделать все эти песни сейчас, то там было бы еще больше того, что хотелось бы переслушать.

 

- Я так люблю песню "Город"... Это же вы придумали мелодию куплета и припева?
- По-моему, мы с Андрюхой Шаталиным вместе ее придумали. Кстати, эту песню сейчас делаем с проектом "Первый состав". Недавно с Андреем решили сделать такой проект, где будут песни ранней "Алисы" – как Славки, так и Кости. Изначально хотели назваться "Первый состав группы Алиса", но решили, что лучше слово "Алиса" убрать, дабы никому не было обидно.

 

- Интересно. И после "Кривозеркалья" вы так и продолжили играть?
- Да, к нам постоянно кто-то приходил петь. Петя Самойлов (нынешний бас-гитарист "Алисы") приходил петь, но что-то не пошло, еще приходили разные ребята. Славка постоянно искал, понимал, что нам нужен лидер... Группа "Секрет", Майк Науменко и его жена, которая знала Аду Заблудовскую (жену Андрея Заблудовского) – все они входили в молодую театральную тусовку города, мы с ними дружили в то время, но были поодаль... Костя со своей первой женой Аней там тоже был. И Андрей Заблудовский как-то раз нам говорит со Славкой: "Ребят, езжайте в Москву, там есть парень один, он был на последнем фестивале в рок-клубе, и ему очень понравились две группы: "Джунгли" и вы". В итоге мы со Славой поехали в Москву, но не очень удачно попали, так как жена Кости уехала на отдых, а он с дружбанами решил немножко побухать. Когда мы приехали, он уже был изрядно выпивши и никакого конструктивного диалога не получилось. Кроме того, в тот год "Зенит" стал чемпионом и на этой почве с его дружбанами возник конфликт, который закончился ментами, но нам удалось вовремя свалить. Мы со Славкой бежали на вокзал, помню, как он кричал тогда: "Блин, чтобы я еще раз приехал сюда!" А потом в январе 1985 года к нам в дверь на репточке кто-то постучал. Мы открыли, а там стоит Костя и говорит: "Привет ребята, вы меня, наверное, не помните, вы извините что я в тот раз в таком виде перед вами предстал, давайте снова попробуем? Я бы хотел с вами играть".

 

202012231

Плакат перенесённого концерта, 2020 год

 

- А что вы и Костя на тот момент слушали?
- Вот в 1985-м как раз пошел нью-вейв, особенно мы любили группу "Duran Duran".

 

- Расскажите про первый совместный концерт.
- Первый концерт был весной того же года в ЛДМе (Ленниградский Дворец Молодежи). Это мажорная площадка была, потому что там всегда было очень много мажоров. Там помимо нас были "Странные игры", "Секрет" и "Клуб любителей музыки рок". Именно этот концерт можно считать началом "алисамании", потому что приняли нас очень хорошо, мы чувствовали себя героями.

 

- Скажите, а что это был за актовый зал, который мы видим на фото и видео с репетиций Алисы 1985-1986 года?
- Это был актовый зал одного НИИ на окраине города, потому что у нас в тот момент была катастрофа с аппаратом, и я в один момент узнал, что разваливается группа "Орнамент", лидером которой был Александр Тимошенко. Мы ему сделали предложение, которое заключалось в том, чтобы он стал нашим директором, а мы поимели точку с самой крутой аппаратурой в Питере на тот момент.

 

- В тот роковой 1985-й год какие у вас были клавиши?
- У меня был изумительный инструмент "Электроника ЭМ04", на котором записана почти вся "Энергия", у него были очень клевые скрипичные подклады и был KORG POLY-800. Так же в тот период я брал на время инструменты у Курехина – он всегда ко мне очень хорошо относился. Когда уже в туры поехали, то у меня были Roland D-50 и Yamaha DX7.

 

- Расскажите, на каком синтезаторе вы играли "Воздух" на концертных записях?
- Это был тот же KORG POLY-800 с таким воздушным, размазанным эффектом. А вообще на "БлокАде" я еще использовал Roland D-50. А на записи "Музыкального ринга" я играю на "Электронике ЭМ04", там была интересная встроенная примочка, которая изменяла сама тон и ускоряла звук по типу дилей-эффекта, в проигрышах я ее использовал.

 

- Расскажите еще про Курехина.
- Курехин меня любил за то, что я был такой же сумасшедший клавишник, как и он. Потому что мы оба любили психоделику, он мне всегда говорил: "Паша, давай, дерзай!" Помню, была какая-то запись, и у него единственного был очень крутой, профессиональный инструмент, который он никому не давал. Я ему с 99-процентной увереностью в том, что он мне откажет, позвонил и спросил: "Сереженька, можно взять инструмент?", – и он сходу сказал: "Да, конечно, бери". В итоге мы его вытащили, он меня с ним посадил в такси, а надо понимать, что этот инструмент стоил, как новый Мерседес.

 

- Когда Константин написал песню "Ко мне", это правда, что изначальная гармония была несколько другой?
- Есть такое дело, тот же "Воздух". Я, как клавишник, специализировался в основном на медляках, вступление к "Осеннему солнцу" тоже я придумал.

 

- На первые акустические гастроли "Алисы" в Таллинн вы ведь тоже ездили в 1985-м году?
- Да, конечно. В тот момент были ссоры между участниками группы, и было два состава "Алисы". Первый был Костей, и второй - экспериментальный, с такой девушкой по прозвищу Терри (Людмила Колот). В тот момент часть участников обиделась на слово "Сотоварищи", которое Костя добавил в название альбома "Энергия". Я в тот момент уже был в составе с Костей, но в итоге сыграл в электрическом составе с Терри и Славой, а Костя с Петей Самойловым играли акустику. Интересно, что только в Таллине два состава узнали, что они будут вдвоем играть. Уникальным моментом также является то, что в этот же момент в Таллине присутствовали Цой и Башлачев, они тоже играли акустику, но в другом месте. Терри, кстати, добилась больших высот потом в Америке, она была джазовой певицей в составе оркестра Глена Миллера. Еще вспомнил интересный момент с того концерта.... Когда мы приехали и зашли в гримерку, то Терри поняла, что забыла в Питере концертный костюм. Славка нашел халат и швабру, мы к швабре привязали микрофон, а на Терри надели халат. Это всех очень возбудило. В итоге первое отделение сыграли мы с Терри, второе отделение сыграли Костя с Петей. И все очевидцы событий могут подтвердить, что мы С Терри прошли на ура, а Костя с Петей как-то кисло. В целом для Кости Таллинн всегда давался очень сложно, потому что город совсем другой, и мы понимали, что Таллинну прежде всего нужно шоу на сцене. Второй раз, когда мы приехали в 1987 году, то мы все внимание акцентировали на шоу.

 

202012231

Справа первый — Павел Кондратенко, август 1987 год. Автор: Алексей Чугуй

 

- А 1986 год был важным для группы и лично для вас?
- Ну да, нас в этот год от рок-клуба уже погнали играть по городам Советского Союза.

 

- Тогда была смешная история про драм-машину Георгия Гурьянова и песню "Театр Теней", может быть сможете еe как-то дополнить?
- Ну вот они с Петей песню придумали, а мы в то время часто у Пети тусили на улице Куйбышева, там была такая большая классная квартира на Петроградке. И вот мы как-то раз со Славкой приехали, сели перед ними, а они такие гордые говорят: "Мы тут новый хит придумали, сейчас сыграем". Они как запели, а я говорю: "Ребята это же "The Cure"!" Петя мне отвечает: "Да, мы знаем, что "The Cure", но эту песню никто не слышал, и никто не узнает, а она нам просто очень нравится". И когда они потом ее первый раз спели в каком-то зале, то Юра Каспарян ко мне подходит и говорит: "Я что-то понять не могу, вы решили перепевку "The Cure" сделать с русским текстом, да?" И мне так неудобно стало, я прихожу в гримерку к своим и говорю: "А Юра Каспарян оказывается тоже эту песню знает…".

 

202012231

Павел Кондратенко — справа сверху, 6.12.1986. Автор: Владимир Быстров

 

- Весело! А в каком году вы примерно познакомились с Юрой и Витей? И часто ли общались?
- Мы всегда с группой "Кино" были в нехороших отношениях, а познакомились вообще смешно. У нас было прослушивание для рок-клубовского фестиваля в 1984 году, а мы до этого слышали, что есть такая крутая группа, что она нравится и Майку Науменко, и Боре Гребенщикову, что монстры их вперед пропихивают, но никогда не слышали, потому что в городе тогда записи еще нормально не распространялись. И вот однажды позвонил Коля Михайлов и говорит: "Ребята, можно на вашей точке сделать прослушивание? Понятно, что на фестивале точно будете работать вы и "Кино", но, чтобы никому не было обидно, проведем такое мероприятие". А мы всегда были выдумщики... Придумывали себе какие-то непонятные шизоидные костюмы: противогазы на морде, одна нога в гипсе с шотландскими штанами, консервная банка от эстонской кильки на голове... Боря – наш вокалист – был с длинными большими приклеенными ушами, как у слона. И вот они приходят все в кашемировых модных пальто, такие денди крутые... Они сыграли, а потом сели так важно в первый ряд, а на следующий повесили свои пальто. И тут с криками "Не ждали!" весь наш балаган выбегает по спинкам кресел, через ряды и с грохотом прыгает на сцену. И так получилось, что мы задели их пальто... В итоге стоим играем, нас все слушают, кроме четырех чуваков, которые стоят и чистят свои пальто. У нас была заготовлена "поляна" для знакомства, и после нашего выступления мы выпили вместе и познакомились. Помню Юра Каспарян выпьет и говорит: "Вот вы кайфовые пацаны, но какие-то не такие…". Вишня, кстати, мне говорил, что Цой обо мне пару раз спрашивал, не хотел бы я поиграть в "Кино". Ну, вот не судьба, не случилось.

 

202012231

Павел Кондратенко — в центре, 17.01.1988. Автор: Сергей Скляров

 

- Ну то есть лично вы с Цоем особо не общались?
- Почему!? Много раз и помногу общались, Цой даже спал у меня дома на полу иногда. Интеллигентный и образованный человек, интересные беседы. Там все были хорошие ребята, со всеми можно было о многом поговорить.

 

- Какие воспоминания у Вас остались о работе с Алексеем Вишней.
- Воспоминания только хорошие, более того, мы с Лешей виделись в прошлом году, он принимал участие в фестивале "DovlatovFest", я там ставил оборудование.

 

- А с группой "Петля Нестерова" и "Игры" Вы дружили?
- С "Играми" - да, особенно с Гришей, хотя и с Витей тоже. С "Петлей Нестерова" больше общался Дюша Михайлов, потому что он с Эдиком больше дружил, ему эта тема была ближе. Я больше скажу, когда Витя и ребята начали делать альбом "Deadушки" с Бутусовым, то я предоставлял им мой шоурум с аппаратурой для записи и репетиций. Достаточно долго они у меня были, год-полтора.

 

- Расскажите о съемках фильма "Переступи черту".
- Там было интересно, потому что там, во-первых, во всех песнях звучит голос Славы, потому что Константин по каким-то причинам не захотел писать фонограмму голоса для этого фильма и в последний момент Слава записал свой. Во-вторых, был очень покоцанный состав, поэтому к нам даже на сцену подбросили какого-то мальчугана. В-третьих, съемки проходили в Комарово в Ленинградской области на одной из дач театральных деятелей. У нас как-то нифига там не шло, потому что мы были с лютого будунища, кроме этого по сценарию после своего выступления мы должны были быстро убегать в лес. В итоге режиссер, недолго думая, придумал ход, подошел к нам и сказал: "Так, я спрятал бутылку водки под той елкой, в той стороне, вы заканчиваете играть, говорите свою последнюю фразу по сценарию и сразу же бежите туда! Кто первый прибежит, того и бутылка". И в фильме есть момент, где после того, как мы закончили играть, я в парусиновых штанах своего деда пулей выбегаю к выходу. До этого к этой елке мы бегали, наверное, раз десять и все никак не шло.

 

202012231

Слева первый — Павел Кондратенко, 8.06.1986. Автор: Георгий Молитвин

 

- В какой момент Вы услышали и полюбили музыку Питера Гэбриела?
- Ой, еще в школе я слушал "Genesis", это был 1976 год. А в 80-ые Питера Гэбриела и Фила Коллинза все подряд слушали...Ну конечно, есть большое влияние и в каких-то гармониях, и аккордах оно прослеживается, конечно. Но я ничего не снимал, не копировал, просто какие-то идеи мелодические западали в голову.

 

- А где Вы жили в Ленинграде в тот период и где останавливался Константин?
- Я тогда уже перебрался в город и жил в Купчино, кстати, в том же квартале, где жил Дмитрий Медведев. А Костя останавливался у бабушки своей первой жены Ани на Васильевском острове, на Малом проспекте, а если у Пети Самойлова останавливался, то на Петроградке.

 

- И я правильно понимаю, что к 1988 году уже начались разногласия?
- Да они раньше начались, в 1988 году просто уже назрело. Я не хотел играть ту музыку, которая предлагалась, а предлагался хард-рок. То есть я бы мог конечно остаться и держать какие-то "подложки" в песнях, но мне это было неинтересно. То есть со временем клавиш и совместного творчества в песнях становилось все меньше и меньше.

 

- И поэтому в 1989 году вы сошлись с Дюшей Михайловым из "Объекта Насмешек" и решили попробовать вместе поиграть?
- Ну да, у них там тоже пошел в этот момент какой-то разлад в группе. Я его всегда любил и уважал как одного из самых лучших русских инди-гитаристов, мы с ним очень дружили и постоянно обменивались музыкой, слушали одни и те же пластинки, любили одних и тех же музыкантов, он мне был ближе, чем все. И вот мы как-то созвонились, и Дюша предложил записать его материал, который он долго готовил. Мы его отрепетировали и записали. Помню, что на запись было очень мало времени. Андрей Сигле тоже очень любил такую музыку и несмотря, на то, что у меня были готовы все партии ко всем песням, он тоже решил поучаствовать, потому что одна голова хорошо, а две лучше.

 

- Почему группа "Холодный дождь" не прославилась? Почему проект развалился?
- Мы просто обогнали время, потому что 1989-1990 год были самые хреновые годы, которые только можно придумать. И в это время мы выпускаем альбом, где саунд песни "Из окна вагона" уходит в конец девяностых, начало двухтысячных, это лучшее, что мы с Андрюхой сделали. Нужно было придумать шоу, а мы его не придумали. У нас не было лидера, а Андрюха им быть не хотел. Мы могли бы дальше все делать и развиваться, но просто обогнали время, скажем так. Тогда попса щемила со всех сторон, а такого рода меланхолия отошла на второй план.

 

- Альбом "Кровь и луна" издавался? Была кассета?
- Нет, только в своем кругу, в то время его услышал Андрей Бурлака, Сергей Фирсов и еще парочка людей. Мне рассказывали, что когда его услышала "Алиса" в 1989-м году, то они были просто в полном шоке, надолго затянулась гробовая тишина.

 

- То есть я правильно понимаю, что наступает 1991 год и вы уходите из музыки совсем?
- Да, но был еще один проект с музыкантами группы "Пикник", который назывался "Замок Зо", но там тоже что-то сорвалось и после этого я ушел в акустические системы, стал одним из основателей компании EVM в России, а дальше меня вообще унесло в рейв, в более молодежную субкультуру.

 

- В 2010-м году оцифрованная запись альбома "Холодный дождь – Кровь и луна" попадает в интернет, примерно с этого же момента появляются молодые ребята, которым очень нравится советская новая волна, пост-панк. Как Вы объясняете сегодня любовь к этой музыке у молодых?
- Там есть что слушать, потому что там от души сделано все, без всякого обмана. Вот мы сейчас с проектом "Первый состав" делаем все эти ранние песни в память о Славе от души, нас просто прет это делать. Все что делается от души, всегда долго стоит.

 

- А на акустических концертах или квартирниках Вы присутствовали только в качестве зрителя?
- Да, я там бывало посиживал со всеми, однажды написал одну песню в туалете в момент квартирника Саши (Александра Башлачева) и Кости. Песня про Аллу Борисовну, которая, как говорят, привела ее в дикий восторг. Я эту песню, кстати, часто слышу от уличных музыкантов. Почему-то песню "Земля" никто не поет, а песню про Аллу Борисовну поют.

 

- А как БГ относился к Алисе с приходом Константина?
- Костя был сразу ему и Майку представлен после приезда на фестиваль в 1985-м году. Моя жена в момент нашего первого совместного выступления на том фестивале в рок-клубе сидела рядом с Борей, и по ее рассказам Борис очень внимательно и вдумчиво от начала до конца смотрел и слушал наше выступление. А после на сцену вышел Сева Гаккель и сказал: "Поздравляю вас, на этом рок-фестиваль можно закончить". Хотя это был первый день фестиваля. Мне кажется, что внутри Боря был небезразличен к тому материалу, который он услышал.

 

- "Алиса с косой челкой". Это же из-за вашей челки? И в целом про моду и одежду.
- Да, конечно, потому что я был моднее всех в группе. В тот момент, когда вышла знаменитая статья, меня немножко "дернули" из-за моего имиджа. Шмотки хорошие было доставать очень тяжело. Скажу больше, на "Музыкальный ринг" Костя пришел в своих армейских сапогах, и ему ведущая Тамара Максимова сказала, что нельзя в сапогах с таким прикидом, потому что сразу после эфира всех заклеймят, что мол фашисты, фюрер и т.д. И тут она заметила мои сапоги и сказала Косте: "Вот у клавишника то, что нужно, возьми его".

 

- О распаде каких групп Вы больше всего жалеете?
- Я больше всего жалею о распаде группы "Джунгли", но она и не могла пойти дальше, потому что это был чистый инструментал. Почему-то группа "Нате" не состоялась, почему – непонятно.

 

- Спасибо Вам большое!
- Да и вам!

 

"KISA FM", 23.12.2020
Общался и подготовил материал Артур Чаритон.
https://kisafm.err.ee/1216525/pavel-kondrat...lodnogo-dozhdja

 
Дата публикации: 24.12.2020;   Опубликовал kibitka;   Кол-во просмотров: 369

29 ноября 2020 - Облом - Хельсинки - Club the Circus - «Посолонь» (Финляндия)
25 декабря 2020 - К.Кинчев поделился планами на 2021 год ("Наше радио")

 

 

НАВЕРХ