Визит Константина Кинчева на радио "Зенит", тем более первый за три года существования нашей волны, был событием долгожданным для многих наших сотрудников. Благо и поводов поговорить в эфире было несколько. Во-первых, чемпионство "Зенита", за который, как известно, лидер "Алисы" давно болеет. А другая его любимая команда - ЦСКА - расположилась на второй строчке турнирной таблицы. Во-вторых, концерт в Ледовом дворце, посвященный чествованию сине-бело-голубых чемпионов, в котором "Алиса" тоже принимала участие. И это еще далеко не все. Между тем, по ту сторону студийного стекла во время эфира толпилось не меньше сотрудников, чем в день, когда к нам в гости пришел главный тренер чемпионов сеньор Спаллетти. Наш коммерческий директор даже принес для автографов пачку раритетных пластинок, а менеджер по продажам - и вовсе электрогитару, на которой Константин Евгеньевич тоже расписался. Были даже розы, но все это лирика, а ниже предлагаю вашему вниманию полную текстовую версию беседы Константина Кинчева, Валерия Жука и Фёдора Погорелова.
ВЖ: Приветствуем вас в нашей программе, выходящей во внеурочное время, но по известным причинам. Завтра у нас чемпионский день, празднование золотого сезона в Ледовом дворце, и мы все знаем, что помимо команды там ожидается выступление всеми любимых артистов, ну и мы тоже решили пригласить всеми любимого и у нас часто упоминаемого артиста, Константина Евгеньевича Кинчева.
Расшифровка передачи:
КК: Здравствуйте.
ФП: Добрый день.
ВЖ: Сегодня у нас будет футбольно-музыкальная программа. Помимо музыкальных номеров, будут также футбольные выступления, так что милости просим. И самый первый вопрос, Костя. Сейчас, после окончания чепионата, все, от Спаллетти до последнего скептика, говорят: «Ну, в общем, я уже в июле понял, что «Зенит» станет чемпионом. А когда это понял ты?
КК: Я сразу, как Спаллетти. Хотя нет, я скажу, когда. Когда «Зенит» обыграл ЦСКА со счетом 2-0.
ФП: Вы как Владимир Казаченок. Он тоже считает, что именно с этого матча медали «переехали».
КК: Ну да. Мы вместе с Казаченком.
ВЖ: Были же сезоны, когда мы сначала претендовали на медали, а потом скатывались до четвертого места.
КК: Ну а сейчас здорово стартовали, а потом очень ровно прошли по сезону. А о скамейке запасных и говорить нечего - очень хорошая скамейка.
ВЖ: А интересно Чемпионат смотреть, когда все очевидно?
КК: Все равно интересно. Тем более что у меня есть еще главная любовь - это ЦСКА. Поэтому я и за ЦСКА следил и переживал. А ЦСКА колбасило, и очень хорошо, что они вышли на второе место.
ФП: У вас-то совсем сверхудачный сезон получается.
КК: У меня - замечательный. Первое место - «Зенит», второе - ЦСКА, и так бы всегда и было. Ну, можно меняться местами только , и все.
Юрий (радиослушатель): День добрый! Спасибо Константину за его творчество, которое мы любим, ценим и уважаем. И вопрос немного в шутку: не хотите ли вы посвятить песню «Зениту» или просто футболу. В вашем варианте - наподобие «Мы вместе».
КК: Приходите в Ледовый на концерт, услышите эту песню, и она будет посвящена как раз чествованию "Зенита".
Юрий: Спасибо, буду обязательно.
КК: До завтра.
ВЖ: Там как раз есть слова: «импульс начала, мяч в игре». А на последнем концерте Костя, прощаясь, спел «Зенит-чемпион!», чем вызвал фурор.
ФП: Фурор и зажженные фаеры. Мне хотелось как раз спросить. Вот бывают матчи, когда все понятно: ну чего там «Андерлехт», какие там «Крылья советов», про АЕК смешно и думать. Бывают ли музыкальные аналогии? Когда выходишь на сценну и думаешь: "Ну чего тут играть-то?»
КК: Ну нет, если бы я выходил на сцену с этими ощущениями... Во-первых, я не чемпион пока, и вряд ли им стану. Но всегда хотелось бы им быть. И для того, чтобы ощущеть себя чемпионом, чтобы можно было о себе спеть "we are the champions of the world", нужно приложить какие-то колоссальные усилия. B обладать колоссальным талантом, которого тоже не хватает . Поэтому у меня как раз нет этого ощущения почивания на лаврах. Я работаю, работаю, работаю, и эта работа приносит мне колоссальное удовольствие. Живу, работаю и тому радуюсь.
ФП: Вот мы опять же затронули тему мотивации. Зарплата, как известно, не является мотивацией. Зарплата является чем-то само собой разумеющимся.
КК: Ну, для футболистов-то точно.
ФП: А вот ваш рецепт - как заставить себя двигаться, когда мало того что минус 10, мяч оранжевый и разметка такого же цвета, так еще, в общем, матч этот нужен не тебе, а бельгийцам...
КК: Очень сложно. Если бы я знал рецепт, «Зенит» сразу порвал бы «Андерлехт» легко и непринужденно.
ФП: Та же проблема у ЦСКА с «Лозанной».
КК: Да, то же самое. Но «Лозанна» просто значительно слабее, так что можно ее, мне кажется, и вторым составом обыгрывать. Хотя «Локомотиву» это не удалось, но «Локомотив» совсем разобранный был. Поэтому не знаю, как можно мотивировать «Зенит». А нам, зрителям, естественно необходима победа и «Зенита», и ЦСКА, чтобы коэффициенты улучшать. И поэтому я хочу, чтобы «Рубин» вышел не в Лигу Чемпионов, а в Лигу Европы — побольше бы очков набрал.
Антон (радиослушатель): Здравствуйте! Пользуясь случаем, хочу высказать глубочайший респект и уважение Константину Евгеньевичу. Много лет являюсь его преданным поклонником, и ходили на «Ъ» в Питере с друзьями. Драйв, прекрасно, великолепно, как и все, что делает группа "Алиса".
КК: Спасибо за добрые слова.
Антон: А спросить хотел, как удается человеку, живущему и в Москве, и в Петербурге, совмещать в себе любовь к обоим городам. Ведь есть некоторое противостояние между ними. Как же удается в себе это совместить?
КК: А все очень просто. Волею судеб я родился в Москве, а стал тем, кем я являюсь, в Питере. Питер принял меня и сделал рок-звездой. Поэтому я называю Питер своей душевной родиной, а Москву - физической. Люблю и ту, и ту столицу. Считаю и там, и там себя своим. Поэтому никаких противоречий у меня внутри нет. Я дома и там, и там.
ФП: Я думал, вы цитатой из песни ответите: "Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой".
КК: Я здесь чужой, я там чужой (смеется)
ВЖ: Ну, теперь не так. И там свой, и здесь свой. Давайте перейдем пока к музыкальной части. Песня «Ъ» с нового альбома, который так и называется.
(звучит песня «Ъ»)
ВЖ: У нас в гостях Константин Кинчев впреддверии празднования чемпионства «Зенита». Да и вообще мы за три года тебя тут ни разу не видели.
КК: Вот я появился.
Александр (радиослушатель): Здравствуйте! Вопрос такой: как у вас с другими видами спорта? Следите ли ха хоккеем, за СКА, например? И занимались ли сами спортом?
КК: Да, я занимался, как раз хоккеем, но сейчас почему-то я его не смотрю. Как-то мне совсем неинтересно . Олимпиаду и Чемпионат Мира смотрю, конечно, а Чемпионат России - нет. Не знаю, с чем это связано. Ну, футбол — игра более зрелищная. А так я наблюдаю за биатлоном. Кубок мира вот стартует как раз. Биатлон — это телевизионный вид спорта, он специально заточен под ТВ. Бегут по кругу, стреляют, драйв, адреналин, переживание - все как надо.
Павел (радиослушатель): Весь город и вся страна вас любят, респект и уважение. Вопрос такой. У вас была замечательная песня: «Время менять имена». Как вам кажется, прошло ли то время, когда надо менять имена? Сейчас тишь да гладь?
КК: Ну то есть мы плавно переходим от футбола и рок-музыки к политике. Честно, песня "Время менять имена" звучала на моих концертах, но звучала не так часто, как, может быть, хотелось бы многим. Поэтому что-то, конечно, менять надо, но когда это сделать - я не знаю. Давайте до 12-го года доживем, посмотрим, что будет. Я думаю, что ничего не поменяется.
ВЖ: Сергей нам пишет: Костя, ваше отношение к «мясу», то есть к «Спартаку». Ну и спасибо, что вы есть, приятно слушать вас на радио "Зенит".
КК: Поскольку я болею за ЦСКА и «Зенит», можно предположить, какое у меня отношение к «мясу». Хотя у меня много друзей, которые болеют за «Спартак», и я в этом плане не оголтелый. Мало того, у меня отец болел за «Спартак». А я, в альтернативу ему, видимо, решил болеть за ЦСКА.
ВЖ: Следующий вопрос от Владимира. Константин, спасибо, что вы есть, как личность, музыкант, просто умный и порядочный человек. Вопрос: почему ЦСКА? не «Локомотив», не «Динамо», а именно ЦСКА?
КК: Не знаю, как-то так сложилось. Может, еще в пику семье, потому что шел наперекор, был ребенком не очень послушным.
ВЖ: А какой это год был?
КК: 1966-й.
ВЖ: А бы хотел про сборную чуть-чуть поговорить. Вот если сравнивать Хиддинка и Адвоката. Ты говорил, помнится, что Хиддинк умел мотивировать и привить чувство победителя.
КК: Да, удивительно, как он мобилизовал и собрал команду на том единственннлом длительном сборе, который был перед Чемпионатом Европы. Я думаю, тогда мало кто верил, что мы выйдем в полуфинал, и у меня было ощущение, что эта «батарейка» закончилась после побелы над Голландией. Нужно было напитывать коллектив чуть интенсивнее, чтобы физики хватило на весь чемпионат - и эмоционально, и психологически, и физически. Просто это такой уровень, я имею в виду профессиональный. футбол, что все работает на нюансах. Потому что все играют в примерно одинаковую игру. Тактика и стратегия примерно ясны всем. Играть все в футбол умеют, все свои позиции понимают, знают, физика у всех хорошая .Очень важна психология. И здесь как раз возникает тренер, и он должен футболистам привить это. Хиддинк в этом плане, конечно, очень хорош.
ФП: Действительно интересная тема, сравнивать Хиддинка с Адвокатом.
КК: Я пока не могу с Адвокатом сравнтиь, потому что я Адвоката еще не совсем понимаю.
ФП: Ну вы же видели его в «Зените».
КК: Сборная — это немного другое. Вот когда они соберутся, а я надеюсь, что они выйдут на Европу, тогда и будет понятна и разница, кто лучше, а кто хуже. Но пока могу сказать, что Адвокат больше внимания уделяет сборной, чем Хиддинк, на мой дилетантский взгляд, по крайней мере.
ВЖ: У нас есть смс-сообщения. Сергей спрашивает: Костя, а как вам последний альбом «Калинова моста»?
КК: Хороший, мне нравится «Эсхато».Более того, я в нем даже поучаствовал немного, так что спасибо большое Дмитрию Ревякину, что он меня пригласил .
Виктор (слушатель): Добрый день. всем фанатам «Зенита» и «Алисы», я - давний поколонник Константина Кинчева. Вопрос такой: вы в 83-84 году начали играть в «Алисе», а «Зенит» взял первое чемпионство. Как вы тогда к этому отнеслись?
КК: А я пел с Андреем Заблудовским и всем бит-квартетом «Секрет» песню "Зенит — чемпион" на посиделках. Я в ту пору время от времени жил у Заблудовского и наблюдал, как она писалась, и вместе с ними участвовал в ее исполнениях не раз.
ФП: А у вас были когда-нибудь друзья-футболисты?
КК: Нет. Вот у Ревякина Алексей Смертин товарищ. И Дима все в майке со Смертиным ходил. Я не знаю, увлекается ли он футболом, но со Алексеем дружит. Смертин из Барнаула, Ревякин тоже сибиряк, вот у них там сибирская спайка.
ФП: А для футбол для вас - это заочная любовь «по переписке»? Телевидение, радио?
КК: Я люблю смотреть футбол по телевизору. То есть мне лениво ходить на стадион, я люблю дома смотреть. Но мне геометрия игры очень нравится, я люблю наблюдать за красивой игрой.
ВЖ: Вова в смс спрашивает: как вы относитесь к пиротехнике на ваших концертах и на матчах?
КК: Конечно же, это очень опасно, то есть я понимаю, что это не очень хорошо. Но с другой стороны, зараза, это чертовски красиво. Так что у меня двойственное ощущение. Но то, что это опасно, пересиливает, так что в маленьких залах, во всяком случае, прошу не жечь. Уж на открытых площадках, наверное, другое дело. Главное, чтобы дымовухи не жгли! Потому что петь невозможно. Фаера-то нормально, а когда дымовухи - все, караул.
ВЖ: Далее вопрос от Владимира. Как вы считаете, в рок-музыке сейчас застой? Неужто для новых Цоев нужен политический процесс сверху?
КК: Сложно ответить. Я знаю молодые группы, которые мне нравятся. Другое дело, что в 80-х, видимо, рок-музыка была нашим всем, а сейчас у молодых людей, наверное, другие интересы какие-то есть, и музыкальные в том числе. А Цой один раз появился, и больше его не будет, это ошибка — ждать нового Цоя. Он тем и хорош, что один и уникален.
ВЖ: Мы вот сейчас говорим о молодой музыке, о музыке вообще. Лично мне кажется, что сейчас безрыбье, но вот раньше, как я вспоминаю, в середине 90-х, молодые музыканты жаловались, мол, ну понятно, что у этих монстров все есть, а нас нет денег, зарабатывать надо ехать в Москву, инструментов нет, а я отвечаю, что вот эти люди, о которых вы говорите — их могли попросту посадить или не посадить, то есть трудности были всегда.
КК: Ну и потом, сейчас есть интернет, и если ты сделал что-то нетленное - выкладывай в сеть. И вообще ныть не надо, я нытиков не люблю. Надо делать свое дело, невзирая ни на что, и все тогда будет получаться.
ФП: В теории науки есть такое ловкое объясение, почему расцветает та или иная научная школа. Потому что предыдущие места на кафедрах все уже заняты «монстрами», и у ребят нет выбора -надопридумывать что-то новое .
КК: Таким изящным образом мы переходим к новому течению в молодежной субкультуре - к рэпу... (смеется)
ФП: Совершенно верно, Константин. И я вот сейчас только подумал, что во многом расцвет нового русского рэпа связан, во-первых,с тем, что: а) музыкальные ниши заняты б) играть на трех гитарах с барабанами и клавишами реально сложнее, чем писать это все у себя в компьютере, и потом, мы имеем бурно расцветшую рэп-поросль, от «Касты» до «Нагано» и Гуфа.
КК: Мы с Рикошетом, Царство ему Небесное, считали, что будущее российской рок-сцены - за рэпом. И мы об этом говорили в еще 94-95 годах, когда Рикошет начал делать сборники «Питерской волны». Я был полностью с ним согласен, и время показало, что мы были абсолютно правы. Рэп занимает достойное место. Мне кажется, проще всего выразить свое отношение, свою жизненную позицию в этой форме. И дело десятое, откуда это пришло, откуда взялось и все такое. Рэп сейчас востребован, и слава Богу.
ФП: Именно поэтому Noize MC собирает в залах 3-4 тысячи зрителей, и из тех молодых, кто начал в последние годы, он объективно один из самых успешных и востребованных?
КК: Ну, по деньгам он, наверное, самый успешный . Поэтому Шнур абсолютно верно посвятил ему песню «Химкинский лес». Лично мне не очень близок жанр агитплаката, утром в газете, вечером в куплете, а этим Noize как раз и занимается. Мне гораздо ближе и интереснее Гуф.
Дмитрий (радиослушатель): Я болельщик московского «Спартака». Хотел спросить у Константина Кинчева: планирует ли он в дальнейшем писать русские патриоические песни, такие, как «Небо славян»?
КК: Да, планирую, и завтра спою.
Дмитрий: Хотелось бы больше песен именно патриотических
КК: Будем стараться.
( звучит песня «Дождь и я»)
ВЖ: Продолжаем зачитывать смс. Простой вопрос, видимо, из прошлого: трасса Е-95 — это Петербург-Москва или Петербург-Киев?
КК: Петербург-Москва. Когда я писал песню, дорога называлась Е- 95. Причем писалась песня на маршруте Рязань-Иваново, в автобусе. Мы двигались дальше и попали на трассу Москва-Питер,и я увидел, что на знаках написано - Е-95, и решил, что так и должна называться композиция. Но что-то меня тревожило, и я в последнем куплете написал, что «я лечу по своей земле дорогой, которой нет». И действительно, трассу взяли и переименовали в Е-105.
ВЖ: Вопрос музыкальный. Будет ли программа «Шабаш 20 лет спустя»?
КК: Да, мы «Шабаш» готовим, и, скорее всего, в апреле, после Великого поста, мы сыграем в Москве, а потом, после майских праздников, в Питере. Это два эксклюзивных концерта, которые потом повторяться не будут. Естественно, уже готовимся, сценографию начали делать. Все, мне кажется, получится и состоится. В том году не получилось - по техническим причинам и легкому скепсису промоутеров. А сейчас мы все соблюдем, поэтому «Шабаш 20 лет спустя» ждите весной.
ВЖ: Как удобно: на следующий год еще раз «двадцать лет спустя».
КК: Надо просуществовать двадцать лет, а потом можно себе позволять подобные вещи. Потом, думаю, мы то же самое с «Черной меткой» повторим, если доживем.
ФП: А «Энергия»?
КК: А мы ее уже пропустили. Но можно сделать «Энергию 30 лет спустя».
ВЖ: Название хорошее: «30 лет Энергии».
КК: А сейчас, кстати, Илья Лагутенко ко мне обратился. Он хочет что-то сотворить с «Энергией», воссоздать этот альбом «с аутентичным звучанием». Я пока не понимаю, каким он хочет сделать этот проект - пригласить каких-то музыкантов. И сделать, в общем, этот альбом. Мне интересено, что у него получится.
ВЖ: Валентин спрашивает, кто из игроков «Зенита» или ЦСКА является поклонником вашего творчества?
КК: Не знаю. Знаю, что Светлана Кузнецова ко мне на концерт приходила, вот она — настоящий алисаман. Огромное ей спасибо, было очень трогательно, когда она пришла на наше выступление.
ФП: А если брать итоговую турнирную таблицу этого чемпионата России, первые пять мест, минус «Алания» и «Сибирь».
КК: Я очень хотел, чтобы «Сибирь» осталась, эта команда мне нравилась своей бесшабашностью, задором и непредсказуемостью, но с такой дырявой обороной и с тем, что творил Ковалевский в начале чемпионата, конечно, невозможно... дай Бог, чтоб «Сибирь» отыгралась и не потеряла свои качества...
ФП: «Алания» выбыла заслуженно?
КК: «Алания» заслуженно. Я хотел бы, чтобы «Анжи» и «Алания» ушли из чемпионата. Тем более что «Кубань» вернулась.
ФП: «Рубин», «Спартак», «Локомотив» — по делу?
КК: Вот как они выстроены в турнирной таблице — абсолютно по делу. Я бы вместо «Спартака-Нальчика» «Динамо» приподнял бы — больше шансов в Европе поиграть. А что будет с «Нальчиком» - вообще непонятно, и в каком виде он предстанет... «Динамо» побольше пободалось бы.
ВЖ: А что думаешь о переходе на систему «весна-осень»?
КК: По-моему, бред. Сейчас вот посмотрим, как оно будет. Но надо учесть, что наши поля приходят в нормальное состояние только в конце мая. А лоббировалось все это, понятное дело, нашими топ-клубами.
ВЖ: Мы тебя сильно благодарим за то, что пришел к нам, за существование коллектива и за то, что любишь футбол.
КК: Вам спасибо. «Зенит» — чемпион!
(звучит песня «Фавор»)
Радио "Зенит". Ведущие - Валерий Жук и Фёдор Погорелов
alisa.net