no©2000-2020 КиБиткА
Летопись Группы АлисА
Ваш логин:
Пароль:

 

Поиск:

 

22 ноября 1987 - Концерт - Челябинск - Цирк

198711222

 

198711222

 

Андрюха (alisafoto)

 

 

 

198711222

 

 

 

198711222

 

198711222

 

198711222

 

198711222

 

198711222

 

198711222

 

Фотографии В.Голованова из архива Екатерины Табашниковой

 

 

 

 

Новый метод
Компромисс
Мое поколение
Красное на черном
Мы вместе

 

 

 

"День рождения отечественного шоу-бизнеса"

 

22 ноября 1987 года можно смело считать официальным днем рождения отечественного шоу-бизнеса. Тогда, 21 год назад, на арене челябинского цирка впервые в истории СССР прошли 4 легальных концерта рок-группы «Алиса», организованные частными лицами — Василием Смелянским, Анатолием Бадановым, Валерием Сусловым и Борисом Калюжным. Это нашумевшее мероприятие создало организаторам репутацию безудержных, бесшабашных и просто безумных людей.

 

Начало. Кооператив «Творчество» 

Во второй половине 1980-х Василий Смелянский, живший в Челябинске и работавший в Областном научно-методическом центре при управлении культуры, ринулся в тогда довольно мутные воды кооперативного движения. При полной поддержке Областного управления культуры он создал кооператив «Творчество», который мог заниматься гастрольной деятельностью. С разработкой устава помог давний друг Борис Калюжный — классный юрист и бывший сотрудник городского угрозыска; он стал одним из трех учредителей кооператива. Третий, Павел Антоненко, выполнял административные функции.
Тогда еще никому в голову не приходило, что в первых суровых законах о кооперации, перекрывающих частному сектору все лазейки для посягательства на епархию Госконцерта, законодатель оставил «дыру». Обнаружив эту «дыру», «великие комбинаторы» включили в Устав кооператива внешне безобидный вид деятельности: организация творческих вечеров. Любые гастроли, любые шоу можно было назвать «творческим вечером», выступление артистов сопроводить интерактивным общением конферансье с залом, а в афишах вместо «концерты» и «гастроли» написать «творческий вечер». Такое вот было ноу-хау...
1980-е — годы нелегальных и «квартирных» концертов легендарных бардов, левых «чёсов» и реальных гонораров «в конвертах» — не по тарифам — ведущих звезд советской эстрады. Уже тогда комсомол активно внедрял паллиативные формы хозрасчетных отношений: молодежные центры, творческие объединения. Но это все были лавировки внутри госсистемы или откровенный криминал. Выплатить официально артисту достойный гонорар, равно как и легально, без уловок, получить прибыль с концерта по этим схемам было невозможно. Реальной конкуренции монополистам Госконцерту и Госцирку не было.
До того, как кооператив «Творчество» провел 22–23 ноября 1987 года первые легальные негосударственные гастроли в СССР.

 

Нью-Йорк — Челябинск 

По просьбе обкома комсомола, от лица которого выступал упорный и энергичный Валерий Суслов, совместно с ДК «Монолит» Василий Смелянский и компания взялись за проведение в Челябинске концертов ленинградской рок-группы «Аквариум», причем в обход областной филармонии и Госконцерта. Были запланированы четыре концерта на арене цирка и проданы все 8000 билетов стоимостью, в среднем, восемь рублей — по тем временам огромные деньги. Кстати, и сама сценографическая идея — рок-группа на арене цирка — была использована впервые, это потом ее растиражировали по всей стране... Публика замерла в ожидании. Гастроли «Аквариума» в Челябинске! Событие для Урала, равное приезду Папы Римского...
Но ровно за двое суток до начала концертов позвонил директор «Аквариума» Михаил Файнштейн и печальным голосом сообщил: Боб не поедет. Госконцерт разрешил Борису Гребенщикову, до того невыездному рокеру, поездку в Америку, но с условием: или Челябинск, или Америка.
Объяснялось все просто: подготовка первых в стране частных гастролей наткнулась на тотальное противодействие Госконцерта и Областной филармонии. Чиновники понимали, что для них эти гастроли были смерти подобны: «прокатит» в Челябинске — шлюзы рухнут, вся поюще-танцующая вольница устремится в свободное гастрольное плавание. И кому нужны тогда все эти госпосредники?.. А как же откаты, дорогие подарки, дань «натурой» со смазливых звездулек и это сладкое чувство кабинетной власти?..
Были задействованы такие рычаги, что кооператив «Творчество» канул бы в сумеречное небытие. Учредителей кооператива вызвали на ковер в горком КПСС и открыто предупредили: «Если гастроли состоятся, будете сидеть...» Но неожиданно поддержку оказал обком партии, потребовав прекратить травлю (которая не прекратилась, но «пресс» все-таки ослаб). Причина внезапной любви областного начальства к дерзким разрушителям устоев была очень проста: директор ДК «Монолит» Анатолий Баданов, признанный лидер неформальной молодежи, и Валерий Суслов, инструктор обкома ВЛКСМ, развернули такую «большевистскую» подрывную деятельность, что по улицам Челябинска разве только патрули неформалов с винтовками не бродили. Митинги, плакаты, искусные аппаратно-идеологические игры в духе времени: не на тех концертные чиновники напоролись. Кооперативщики были не только молоды и дерзки, они были умны...
Тогда-то Госконцерт и вытащил из рукава крапленого туза — не будет самого гастролера. Троим «кооперативщикам» срыв гастролей грозил реальным уголовным послесловием. Так же, впрочем, как и их проведение.

 

Рок-Ленинград 

Ситуация сложилась — выть да пить. За 48 часов до начала концертов — 8 тысяч проданных билетов, проплаченный зал, роскошная аппаратура в аренду, смонтированная сцена, забронированные люксы. И толпы беснующейся молодежи, готовой брать штурмом филармонию, цирк или что скажут...
Тогда Смелянский с Бадановым решаются на дерзкий вояж в Ленинград, понимая, что «Аквариум» могут заменить только равные по известности имена... С ними в Северную столицу едут ящик отборного коньяка, трехлитровая банка красной икры, севрюга и пухлые пачки советских червонцев с образом вождя.
Незадолго до этого, 17 ноября 1987 года, группа «Алиса» выступала в ленинградском Дворце спорта «Юбилейный», после чего ленинградская газетенка «Смена» опубликовала разгромную статью: «Алиса с косой челкой», где группе приписывалась нацистская пропаганда. Стопроцентная клевета и донос. Поводом послужил скандал в «Юбилейном». Люди в форме «мочили» прорывающуюся на концерт толпу и не пускали на сцену лидера группы Константина Кинчева, а его беременную жену оскорбили и сбили с ног пинком в живот. После такого взвинченный Кинчев на концерте посвятил одну из песен «иностранным гостям, если оные есть в зале, ментам и прочим гадам». Что началось!.. Ленинградскими рокерами плотно занялись те самые менты и гэбэшники. Все это вылилось впоследствии в долгоиграющее и шумное «Дело Кинчева»... Короче говоря, «Алиса» ушла в глубокое подполье.
Кооперативщики договорились о приезде в Челябинск с панковской командой «Нате!», но масштаб был не тот. Нужна была «Алиса». С подачи легендарной Марьяны — весьма успешного продюсера, жены Виктора Цоя — Смелянский с Бадановым, пройдя все лабиринты запутанного рокерского подполья, вышли на директора «Алисы» Алика Тимошенко, ветерана питерского рок-н-ролла, основателя групп «Аргонавты» и «Орнамент». После долгих конспиративных бесед и категорических отказов по телефону он согласился на личную встречу.
Очередная конспиративная явка и первая большая победа: на явке, помимо Алика, собралась вся «нелегальная» группа во главе с Кинчевым. Все пьют коньяк, закусывают красной икрой, беседуют... О концертах вопрос даже не поднимается: музыканты категорически не желают добровольно светиться и попасть в лапы органов. Помимо прочего, им вообще запрещено выступать... Компания пьет, закусывает, беседует. Наконец, Василий Смелянский предъявляет весомый козырь: пачки червонцев с любимым вождем и обещание выплатить группе за каждый из четырех концертов по 2000 рублей, причем половину здесь и сейчас, причем эта сумма чистыми — после подоходных отчислений. И все это легально, в полном соответствии с родным советским законодательством. Директор группы теряет дар речи, рокеры в шоке. Две тысячи за концерт! Это абсолютно нереальный гонорар в СССР...
Лед тронулся!
Деньги деньгами, но главное — «Алисой» овладела идея выступить назло всем, к тому же музыканты почувствовали, что перед ними сидят такие же отчаянные парни, которые сами под прессом, и что где-то там, на Урале, их ждут тысячи людей, готовых взорвать город... Еще по стакану коньяка, и под лозунг дня: «Да шут с ним, с ГБ, что нам ГБ, когда там, в далекой Челябе, народ волнуется!» — команда бунтарей помчалась в Пулково, где на чемоданах уже поджидала банда самых отъявленных питерских панков — группа «Нате!» под предводительством атаманши Марьяны... В Пулково, даже в депутатской кассе, билетов нет ни на одно направление, музыкантов — полтора десятка лбов и инструменты, как улететь — непонятно... Да разве ж это проблема для окрыленных успехом уральских парней?.. Прорвались к ночному начальнику аэропорта — коньяк, икра, задушевная беседа... Ночной начальник аэропорта, оказывается, тоже против беспредела филармонической мафии и ретроградов всех мастей. Баданов с панками летит в Челябинск, Смелянский с «Алисой» — в Екатеринбург...
Через пару часов, глубокой ночью, из Екатеринбурга в Челябинск мчались два такси, в которых пила, закусывала и оглашала уральские просторы победоносными разбойничьими песнями кинчевская банда...
А в Челябинске музыкантов ждали такие встреча и обустройство, которых вряд ли удостоились бы «Битлз», вздумай они заглянуть в столицу Южного Урала: уж слишком желанным был визит питерских рокеров... Лучшие люксы города, черные «Волги» у подъезда, эскорт длинноногих манекенщиц (о чем в СССР тогда и помыслить было невозможно), княжеские меню, фаны с плакатами... Выступала «Алиса» отчаянно, наотмашь, будто в последний раз. Босой и полураздетый Кинчев, игнорируя ярый холод, заводил восхищенный зал, ровно Стенька Разин свои вольные ватаги...
Четыре концерта, четыре залпа по монополии Госконцерта. В одночасье Василий Смелянский стал известной фигурой в отечественном шоу-бизнесе.

 

Не сесть за правое дело
Через три дня после концертов прокуратура завела на кооператив «Творчество» уголовное дело. Чему никто, в общем-то, не удивился. Прессовали и других участников — и Баданова, и Суслова, и даже директора цирка Геннадия Смирнова, который, кстати, с самого начала этой истории был активным сторонником затеи и открыто «посылал» горком и все другие инстанции, заставлявшие его расторгнуть договор аренды с кооперативом «Творчество»... Следствие шло несколько месяцев. Вела его молодая девушка, выпускница Свердловского юридического института. Девушке подследственные искренне посочувствовали: «Вас втянули в грязную историю исключительно политического характера. Вы не сможете нас уличить в противоправных действиях — их не было. Вы даже не имеете права взять у нас подписку о невыезде. Благодарим за внимание...»
Посадить никого не смогли. Хотя и очень хотели.
Прецедент был создан. Отечественный шоу-бизнес родился и произнес свое первое веское слово.

 

Послесловие

Вскоре после гастролей «Алисы» Василий Смелянский уехал в Москву, где принял участие в создании и работе первой в Союзе шоу-фирмы «Центр Стаса Намина». Дальнейшая его судьба известна благодаря многочисленным публикациям в прессе. Сегодня художник, поэт, полиграфист Василий Смелянский руководит издательской группой «РИГ ПЕРСОНА®».
Борис Калюжный ушел в бизнес, ныне он владелец нескольких компаний.
Валерий Суслов в 1990-е годы также занялся бизнесом. Сегодня владеет группой предприятий «Штерн».
Анатолий Баданов организовал собственную видеостудию.
Судьба рок-группы «Алиса» и ее выдающегося лидера Константина Кинчева всем известна и в дополнительных комментариях не нуждается.

 

Компиляция: Татьяна РЕЗНИЦКАЯ с использованием текста книги «Вольный русский Мастер», созданного в соавторстве с Василием СМЕЛЯНСКИМ и Юрием ШЕВЕЛЕВЫМ.

Опубликовано на сайте «РИГ Персона®» в ноябре 2008.

http://persona-rig.com/publications-media/...ia-shou-biznesa

 

 

 

Вступительные слова перед концертом:

 

Кооператив «Творчество» приносит большие извинения за срыв концертов рок-группы «Аквариум». «Аквариум» к нам в Челябинск не смог приехать по не зависящим от них причинам. Причины выясняются. Я думаю, что они приедут скоро. Я думаю, что наша поездка в Ленинград в субботу увенчается хорошим вашим настроением.

Для вас сегодня работает группа «АлисА».

Но в начале я предоставляю слово президенту ленинградского рок-клуба Николаю Михайлову. Пожалуйста.

Н.Михайлов: «Ленинградский рок-клуб приветствует челябинских любителей рок-музыки. Ура! Понимаю ваше нетерпение. Постараюсь быть кратким. В качестве маленького утешения. Когда я уезжал, Борис Гребенщиков сказал, просил передать вам, что он обязательно приедет в город Челябинск, приедет во второй половине января. Так что, я думаю, слову мэтра можно будет верить. Ещё мне хотелось сказать несколько слов, отдать должное организаторам этого мероприятия, которые с поразительной оперативностью слетали в Ленинград и нашли две группы, которые вы сегодня здесь увидите. Это просто фантастически насколько это всё было быстро и аккуратно сделано. Так что, вам ребята, повезло, у вас есть хорошие организаторы. Теперь дальше. Уже сказали, что здесь будет выступать группа «АлисА». Это коллектив, который вы, наверное, знаете, появился у нас в городе года четыре назад. Через некоторое время спустя в группе появился Константин Кинчев. Благодаря песням, написанным Константином, группа стала очень популярной. Песни вы, наверное, знаете, смотрели кинофильм «Взломщик», слышали магнитофонные альбомы. То есть, я думаю, группа «АлисА» для вас не является неизвестной страной. Ну, собственно, больше ничего говорить не буду. Ещё раз поздравляю вас с этой встречей. Надеюсь, что у вас будет хорошее настроение и мы ещё с вами увидимся не один раз. На сцене группа «АлисА».

 

Новый метод
Компромисс
Мое поколение
Красное на черном
Мы вместе
...

alisa-rock.narod.ru

 

 

 

Вначале перед всеми выступлениями Алисы, должна была выступать НАТЕ! Но в итоге только одно выступление... Организаторы испугались слишком явного эротического подтекста в песнях Задерия. Поэтому они наложили запрет на дальнейшее выступление группы на эти дни.

 

Иван Киреев

 

 

 

Фотография на память:

 

198711222

 

 

 

Просмотр записи концерта:

 
Дата публикации: 01.04.2010;   Опубликовал Из архива сайта на 01.04.2010;   Кол-во просмотров: 2352

22 ноября 1987 - В ленинградской газете «Смена» напечатана статья «Алиса с косой чёлкой»
23 ноября 1987 - Концерт - Челябинск - Цирк

 

 

НАВЕРХ