КОНСТАНТИНА ПАНФИЛОВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
Кто спорит, что АЛИСА — это явление в российской рок-музыке? Давно никто не спорит. Явление, возвышающееся "гранитным монументом", на вершине которого пляшет свои сумасшедшие пляски «дурень» Кинчев.
АЛИСА — это как вневременная форма глагола, как нечто безапелляционное: либо красное на чёрном, либо зелёное на белом. Это как «пить — здоровью вредить», как «жги-гуляй рок», как ... На мой извращенный музыкальными течениями вкус, сегодня АЛИСА — единственная из культовых групп, играющая настоящий жёсткий рок-н-ролл (когда она его играет) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Она и живёт по законам жанра: «ни шагу назад, только вперёд!»
—Константин, не кажется ли вам, что российский рок-н-ролл насквозь циничен: музыканты в своих песнях призывают к доброму и светлому, а в реальности ведут отнюдь не праведную жизнь?
— Что касается меня, то я стараюсь следовать всему тому, что пропагандирую со сцены. Положа руку на сердце, я скажу вам, что я человек православный, хожу в церковь, и даже мало того, я «живу» в церкови.
— Вы как-то сказали такую фразу: «Я люблю Бога, а он меня нет»...
— Глуп был, дерзок и пьян, когда говорил это, а Житинский (питерский писатель) подловил меня. Короче, каюсь за своё свинское заявление. Бог любит меня, он любит всех, он создатель и творец наш по образу и подобию своему.
— Церковь утверждает, что рок-н-ролл - музыка сатанинская...
— Не вся, не вся церковь... Я не считаю «рок» проявлением сатанизма, тем более русский «рок», основанный на слове — «сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На нашей земле, как правильно сказал Евтушенко, «поэт в России больше, чем поэт». Другое дело, церковь не приветствует такую музыку, потому что та является публичным действием и холит в каждом из выступающих на сцене гордыню. Поэтому когда, случается, и я отхожу от церкови, то при возвращении сразу же смиряюсь. Мне сказали люди, её служители: «Стой на обочине правильной дороги, коль ты занимаешься таким делом».
— Вы не любите людей, приходящих на ваши концерты не за словом, а для того, чтобы поучаствовать в общей тусовке?
— Каждый вправе проявлять свои эмоции так, как ему хочется, и мне приятно, если эмоции проявляются бурно, нежели их таить в себе. А что касается слов, которые иногда трудно понять во время концерта из-за доминирующих эмоций, то есть компакт-диски, слушайте.
— Логотип АЛИСЫ включает в себя звёзды — рок-н-ролл подвластен только им?
— Сложно как-либо объяснить логотип, его придумал наш художник, и мы поддержали такой вариант. Но рок-н-ролл, чего греха таить, музыка не небесная, а абсолютно земная, и как пел Цой: «Между землёй и небом война». Внутри каждого из нас и происходит эта борьба, и важно выбрать — кому служить. Я — воин, я борюсь.
— Вы сейчас употребляете наркотики?
— Прошло уже около трёх лет с тех пор как я перестал их употреблять, и больше не стану. Это произошло после гибели нашего гитариста Игоря Чумычкина, после того как мы записали альбом-реквием «Чёрная метка», посвящённый ему. Никому не советую пройти мой путь, потому что глазом не успеешь моргнуть — и вот ты уже называешь наркотики лекарством. Страшно...
АЛИСА постарела. Константину Кинчеву в следующем году стукнет сороковник, не верится, да? Постарели её фаны и перестали ходить на концерты. На смену им пришёл молодняк, знающий наизусть тексты песен и умеющий также дружно кричать «мы — вместе!», как когда-то кричали их предшественники. Поклонники АЛИСЫ молоды. Задумывается ли об этом лидер группы? И вообще, хорошо это или плохо, что основной контингент Кинчева составляют тинейджеры? По мере взросления хочется успокоения, потому, наверное, лично мне по душе больше альбом «Джаз», а не «Чёрная метка». А может, просто порядком поднадоели шаманские индивидуальные хороводы Кости, бросающегося в какой-нибудь очередной сибирский «эпос», подбрасывающего в полымя всё новые и новые поленья: нате, мол, жрите мою душу вороги, а я всё равно всех успею обогреть? И только маленький мальчик у плохонького телевизора с ужасом спросит свою маму: «Чего это дяденька делает?» — «Ничего страшного, просто Костю ломает, спи мой сын».
— Сказки в свободное от рок-н-ролла время не пишите — для детей ли для взрослых?
— К сожалению, нет. Что-то попробовать в чистом виде, как это делал наш великий Александр Сергеевич Пушкин, даже дерзнуть боюсь. Есть попытки песни обратить в сказки, и сказки в песни.
— Рок-оперу с целостным действием, с нарядами, с хором нет желания поставить?
— Да нет... Нет... А мой настояший сценический костюм, так просто из сэконд-хэнда!
— Когда вы исполняете песню Цоя, то ощущаете присутствие его души в зале?
— Какой-то трепет в этот момент я чувствую, иначе бы я её не пел.
— Что вы можете сегодня сказать тем людям, которым посвятили «Моё поколение»?
— Моё поколение — это те люди, с кем мне повезло жить и сушествовать в одно время. И в понятие «моё поколение» я включаю всех тех, кто за секунуду до этой беседы родился, и всех тех, кто через секунду после её завершения умрёт.
— Константин Кинчев не любит... Продолжите, пожалуйста.
— Я не люблю всё то, что продекларировал в одноимённой песне Владимир Семенович Высоцкий. Я подписываюсь там под каждой фразой.
— Как вы относитесь к другому популярному «ассимилированному» поющему российскому болгарину?
— К Киркорову, что ли? Как, как... Я болгарин наполовину, а наполовину русский, и он тоже. На этом наша с ним связь заканчивается.
— Что сказал бы Константин Панфилов (настоящая фамилия музыканта) Константину Кинчеву?
— А не существует никакого Кости Панфилова, он есть лишь на бумаге. «Так говорит Кинчев!»
ОЛЕГ КЛИМОВ
Фотография Сергея Шарубы (с концерта в Минске, 27.03.1997)
"Музыкальная газета" № 1 (Минск), 1997
Статью прислал Пётр Правозащитник